4 этапа борьбы с должниками Мови: українська | російська

4 этапа борьбы с должниками

Как сообщает Госстат Украины на конец декабря 2020 задолженность украинцев за коммунальные услуги составила 73 млрд грн, в том числе:

  • за природный газ - 31,5 млрд.грн;
  • за поставку тепловой энергии и горячей воды -24,1  млрд.грн;
  • за поставку и распределение электрической энергии - 6,1 млрд.грн;
  • за управление многоквартирным домом - 1,1 млрд грн.

Оплата населением жкг услуг_Мой Дом Онлайн

 

Значительная сумма, не так ли! Отсутствие такой суммы в нужный момент может стать не только причиной несвоевременной выплаты заработной платы работникам, а и привести к серьезным убыткам.

Не важно, большая или маленькая задолженность - это проблема. Как бороться с должниками ОСББ или другого домохозяйства? Для успешного разрешения этой проблемы  на уровне отдельного домохозяйства необходимо использовать все доступные инструменты в соответствии с этапом борьбы, а лучше сказать - работы с должниками за коммунальные услуги. 

Какие могут быть этапы, давайте разбираться вместе. 

 

1-й этап борьбы с должниками - коммуникационный 

Ситуации бывают разные. Кто-то оплатил коммунальный платеж в последний день месяца, а значит не успел вовремя рассчитаться с компанией-поставщиком коммунальных услуг. Кто-то заболел и не оплатил задолженность своевременно. Кто-то купил квартиру и не живет в ней. У каждого свои уважительные причины. Здесь важны такт и сдержанность.

Следует обязательно сообщить совладельцу о задолженности всеми возможными способами, убедиться, что адресат получил и понял сообщение, и вступить в диалог. Сообщают по-разному: заказным письмом с уведомлением о вручении или по телефону.

Отправить сообщение о задолженности с помощью программного комплекса Мой Дом Online будет очень просто.

Важно не потерять время и выяснить все разногласия. Программа Мой Дом Online автоматизирует этот процесс: в соответствии с потребностями вашей организации, можно настроить критерии определения должников из предложенных системой, а именно:

  • сроки оплаты;
  • критические суммы задолженности;
  • способ расчета задолженности: по балансу или по отдельной статье начисления.  

 

Далее система автоматически запустит механизм коммуникации с жителями:

  • может обнародовать список должников на сайте вашей организации;
  • отправит email и смс сообщение должнику;
  • отправит оповещение должнику в Telegram бот Мой Дом Online.

Критерии определения должников, Мой Дом Онлайн

 

К тому же, если учет ведется правильно, то житель сможет самостоятельно с помощью Телеграмм бота запросить у системы Мой Дом Online Акт сверки, получить его и ознакомиться с ним.

Уже на этом этапе работы с должником часть задолженности получится погасить - если бухгалтерия обратит внимание на долг пока он еще не слишком большой, предоставит необходимые разъяснения или просто напомнит об оплате, житель оплатит начисления. 

 

2-й этап - финансовые санкции к должникам 

На этом этапе организация начинает применять финансовые санкции к должникам, в частности - начислять пеню за неоплаченные начисления за коммунальные услуги по ставке 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки со следующего дня после предельного срока оплаты. Начисление пени производится в соответствии с ч.1 ст.26 Закона о жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, в Украине существует практика взыскания не только пени, но и инфляционных убытков и 3% годовых (ВС / КЦС№210 / 5796/16-ц, 18.03.2019). Подробнее о начислении пени можно прочитать по ссылке.

Обычно, эта практика не дает существенного результата. После нее очень быстро переходят к следующему этапу. 

 

3-й этап борьбы с должниками - через суд 

Взыскание долга в судебном порядке - неприятное дело, но результативное. Процедура взыскания задолженности в судебном порядке состоит из нескольких этапов:

  • обращения с иском в суд;
  • получения постановления суда об открытии производства;
  • получение решения;
  • принудительном взыскании задолженности исполнительной службой.

Подробнее о принудительном взыскании долга можно узнать из нашей статьи по ссылке

 

4-й этап борьбы с должниками - ограничительный 

Бывают такие ситуации, когда человек принципиально не платит начисления: никакие уговоры, разговоры, сообщения, пеня и судебные решения не помогают. Если ситуацию так и оставить, должник будет продолжать пользоваться услугами, а долг продолжит расти. В таком случае к должнику применяют принудительные меры: ограничивают в пользовании общим имуществом (лифтом, парковочной зоной и т.д.). 

Для реализации этого способа дом должен быть оснащен специальной пропускной системой, которые позволяют удаленно контролировать ситуацию в помещениях: управлять доступом к дому и комфортом жилья, получать уведомления об опасности и своевременно реагировать на них, выбирать готовые сценарии работы устройств или создавать собственные, а также просматривать историю событий и видео из облачного хранилища. Кроме того, обслуживающие организации могут индивидуально управлять правами доступа для каждого жителя дома, персонала или посетителей.  

Важно! Особенность этого этапа состоит в том, что воспользоваться им могут не все - а только те, кто имеет прописанные ограничительные меры в уставе организации. Судебной практике известны случаи, когда в квартире ОСМД отключили холодное водоснабжение от общей сети дома. Узнать больше о практике отключения должника, в частности о судебном случае можно узнать из статьи по ссылке

 

Люди меняются. Времена меняются. Общество стремится к порядку, прозрачности, качественной жизни. Современные технологии, осведомленность и возможность самостоятельно изменять среду вокруг себя позволяют формировать и контролировать как дисциплину оплат со стороны правления домохозяйства, так и прозрачность ведения учета начислений и управления домом со стороны жителей и совладельцев. Поэтому важно не быть равнодушным и пытаться решать вопрос, в частности, по работе с должниками, еще на начальном этапе возникновения проблем.