Автоматизация работы в коммунальном предприятии (Часть 1)

Автоматизация работы в коммунальном предприятии (Часть 1)

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) мы получили в наследство еще от Советского Союза. Ни способ, ни форма хозяйствования с тех пор принципиально не изменились. По состоянию на сегодня приходится признавать тот факт, что ЖКХ в Украине  находится в плачевном состоянии, и реформы, которые в последнее время власти страны пытаются воплотить в жизнь, действительно необходимы.

Так, в связи с отсутствием качественных жилищно-коммунальных услуг, во всех городах страны активно создаются коммунальные предприятия. Их появление регламентируется Законом Украины “О местном самоуправлении в Украине”, согласно решению местных советов. Управления жилищно-коммунального хозяйства активно сотрудничают в этом направлении с общественностью, с целью учесть все потребности населения.

Коммунальное предприятие (КП) призвано обеспечить комфортное проживание жителей городов, рациональное использование имущества общины, земельных участков, других ресурсов. То есть, если очень примитивно, то работа коммунального предприятия выглядит так: КП предоставляет жителям жилищно-коммунальные услуги, стоимость этих услуг закладывается в платежках. За счет средств от оплаты платежек и существует КП.

 

Нюансы работы коммунального предприятия

Если разобраться в работе КП, то, на первый взгляд, это запутанный узел со многими концами, страшный сон бухгалтера. И вот почему: одно КП обслуживает десяток зданий, а то и больше. Это означает, что один бухгалтерский отдел оперирует огромным объемом данных об отдельных домах, квартирах в домах, жителях квартир, мониторит изменения о составе семьи, льготах жителей, смене собственников ... Этот список можно продолжать еще очень долго. Информацию нужно где-то хранить, вовремя ее обрабатывать, суметь в случае необходимости быстро найти данные. 

Сложность еще и в том, что штат бухгалтеров не всегда соответствует нагрузке, а за интенсивность работы мало кто из работодателей доплачивает.

Еще одна сложность, это распознавание оплат от жителей. Люди платят за квартплату там, где им удобно: в разных банках, почтовых отделениях, через интернет, и т.д. Иногда очень сложно понять, от кого пришла оплата. Приходится вручную листать квитанции, искать в квартирных журналах нужного владельца жилища и отмечать, что долга по нему нет.

А если бухгалтер ошибся? Это приведет к ошибкам при начислении коммуналки, поиску истины, корректировкам платежей и, как следствие, недовольству и жалобам абонентов.

Не просто складываются отношения со льготниками в КП из-за затягивания в начислении льгот. Пока к бухгалтеру поступит информация от управления социальной защиты населения о подтверждении льгот конкретного жителя - проходит много времени. За этот период владелец жилья должен платить полную стоимость услуг. Когда, наконец, льготы согласовано, их нужно рассчитать (часто вручную) и сделать перерасчет за предыдущий период. Иногда для корректного расчета не хватает данных, появляются ошибки, как следствие - растет раздражение абонента.

Формулы, по которым производятся начисления, в платежках не печатаются. Абонент не понимает, откуда взялась та или иная цифра. Непрозрачность начислений, отсутствие возможности проверить и уточнить расчет, приводит к недоверию жителей к коммунальному предприятию в целом.

Непосредственная оплата за квартплату часто осуществляется не вовремя, с опозданием из-за отсутствия удобного инструмента для оплаты. Чтобы избежать необходимости ежемесячно стоять в длинных очередях с кучей платежек в руках, иногда абоненты платят за квартплату раз в два месяца. К пене это не приводит, а время жителя экономит. К сожалению, не у всех есть возможность пользоваться интернет-банкингом. Такой подход приводит к появлению и накопление задолженности по стороны абонента перед коммунальным предприятием.

Вследствие всех вышеуказанных сложностей, компания несет значительные убытки, приводит к задолженности самого коммунального предприятия.

Стоит отметить, что все перечисленные проблемные моменты в работе чувствует и управляющая компания, и обслуживающая компания. Управляющие компании по наделены определенной спецификой работы. Они не имеют собственного штата специалистов, а снимают подрядные организации для выполнения тех или иных услуг, то есть, руководят процессом. Поэтому и программное обеспечение для них должно быть таким, которое учитывает потребность быстрой и качественной коммуникации между заказчиком и подрядной организацией.

 

Продолжение - Часть 2 читайте здесь.