Доверие к правлению ОСМД - как его завоевать?
Доверие - нестабильная вещь. Еще несколько недель назад совладельцы большинством голосов активно за вас голосовали и поддерживали во всех начинаниях, а уже сегодня готовы идти чуть ли не на митинг против своего руководства. Знакомая ситуация? Поговорим о доверии к правлению ОСМД и как его завоевать.
Почему возникает недоверие и сопротивление действиям правления ОСМД?
Причин, по которым исчезает доверие, может быть много: от словесной перепалки или не отремонтированного замка на входной двери до потраченных не по назначению средств. Но все можно изменить, если своевременно выяснить причины недовольства и решить их.
Мы провели опрос среди совладельцев ОСМД в разных городах и сформировали свой ТОП-4 ключевых проблем, которые снижают доверие к правлению ОСМД:
- Низкая осведомленность совладельцев о деятельности правления ОСМД на их благо в целом.
- Полное или частичное отсутствие финансовой отчетности правления ОСМД перед совладельцами.
- Отсутствие конструктивного диалога между участниками ОСМД.
- Отсутствие правильного подхода в коммуникации с совладельцами со стороны правления ОСМД.
Разберем подробнее, почему именно нужно решать обозначенные проблемы.
- Отсутствие актуальной информации о деятельности ОСМД порождает негативные эмоции и формирует “пропасть” между совладельцами и правлением. Даже те совладельцы дома, которые не отличаются высоким уровнем активности, нуждаются в информации о том, что именно делает правление для их блага и за их счет.
- Сборы - не единственный способ отчитываться. А если собрания проводятся один раз в год, то охватить и вспомнить все, что произошло за 365 дней - невозможно. К сожалению, далеко не всегда правление понимает важность этого процесса. Иногда, сборы неэффективны из-за неправильной организации (мы ранее писали о том Как улучшить посещаемость общего собрания).
Часто сборы превращаются в "базар" по обсуждению "нового повышения тарифов" и "куда деваются наши деньги". Обычно, чувствительная финансовая информация только проговаривается и нигде не выставляется для предварительного ознакомления. А если и выставляется, то в не совсем понятной форме. Такой подход искажает общую картину самого отчетного процесса и влечет за собой недовольство.
Общее собрание - важный инструмент коммуникации с совладельцами многоквартирных домов. Они должны проходить с периодичностью, указанной в уставе. Но иногда этого мало.
3. Все люди разные и проблемы у них тоже разные. Для одних большая беда шум во дворе, для других - влажность в помещении. Рациональные предложения могут давать все. Главное - рассмотреть их среди "кучи букв" в разных чатах, записать, предварительно обдумать и, при случае, обсудить как отдельное предложение.
4. Представьте, что вам представилась возможность принять участие в грантовой программе, которая позволит не только качественно утеплить дом, но и существенно сократить расходы на коммунальные услуги. Перспектива хорошая, но не каждый понимает ее дальновидность. Задача правления - доступно объяснить всем особенности этого процесса, шаги выполнения и преимущества.
Прозрачность ОСМД - ключ к сердцу и разуму совладельца
У каждого ОСМД есть много проблем. Они типичны, но одновременно - разные. В частности, отличаются они именно уровнем доверия к правлению и подходом в коммуникации. Повысить уровень доверия и ускорить их решения помогут наши “прозрачные” советы:
- Финансовая отчетность о движении денежных средств - самый ценный и самый магический отчет. Делайте его регулярно. Он даст ответ по крайней мере на четверть вопросов - "куда исчезают наши деньги". Если информация есть в открытом доступе, в понятном формате, совладельцы не будут звонить вам, или еще хуже - накапливать в себе недоверие. Кстати, в нашей программе такой отчет формируется очень легко и автоматически размещается на сайте. Он имеет такой вид:
Отчет о доходах и расходах в программе Мой Дом Online
- Используйте современные системы учета и отчетности для налаживания работы ОСМД. Это позволит:
-
- обеспечить прозрачность движения денежных средств;
- навести порядок в документации;
- систематизировать процессы;
- сэкономить время и деньги;
- повысить уровень доверия.
- И делом - и словом. Сделали что-то полезное - технический осмотр лифта, покрасили стены, высадили цветы, сделали дезинфекцию мусоропровода - напишите об этом своим совладельцам. Мы все заняты - можем не заметить даже то, что у нас перед носом.
- Проводите общие собрания чаще одного раза в год. Например, организуйте субботник возле дома. Будет возможность не только поработать над решением общей проблемы, но и обсудить другие важные моменты.
- Разные люди лучше воспринимают информацию из разных каналов. Учитывайте это, когда что-то сообщаете. На одном из вебинаров, который проходил при поддержке Фонда Энергоэффективности, докладчик сделала удачный пример выбора каналов коммуникации с разными людьми. С удовольствием делимся этим полезным материалом. Ранее мы также писали об Электронных инструментах для эффективного управления домом.
6.Относитесь к конструктивным предложениям как к проектной работе:
-
- определяет объем работы и разделяйте его на этапы;
- назначайте ответственных за выполнение отдельных этапов;
- определяйте критерии оценки полученного результата;
- перед началом работы еще раз презентуйте совладельцам проект в целом;
- после реализации проекта вместе с совладельцами оценивайте полученный результат.
Наши советы в действии
Один наш клиент именно так и делает. Используя систему Мой Дом Online, совладельцы имеют постоянный доступ ко всей необходимой информации:
- на сайте ОСМД он размещает:
- отчетность о движении средств;
- решения и протоколы собраний;
- списки должников;
- полезные контакты.
- в Кабинете жителя:
-
- детализация по начислениям;
- истории оплат и электронные платежки;
- опросы.
Доказано, что даже неактивные совладельцы, которые не общаются в группах и не посещают собрания, выражают свое отношение к актуальным проблемам ОСМД через электронные опросы в собственном кабинете.
Деньги и прозрачность их использования важны для любой организации. Особенно для ОСМД. Четко выясните, в чем нуждаются совладельцы, и действуйте в направлении реализации поставленных задач. И не забывайте отчитываться о своей работе. Доверие формируется постепенно, совместными усилиями.
Хотите, чтобы ваши совладельцы были в восторге?